<< предыдущая заметка | следующая заметка >> |
23 апреля 2011О критике и оптимизме.
Вы должны быть оптимистами. Как бы плохо вы не написали вашу повесть, у вас обязательно найдутся читатели – и это будут тысячи читателей – которые сочтут вашу повесть почти шедевром. В то же время надо быть скептиком. Как бы хорошо вы не написали, обязательно найдутся читатели, и это будут тысячи людей, которые будут искренне считать, что вы написали сущее барахло. И, наконец, надо просто трезво относиться к своей работе. Как бы хорошо, как бы плохо вы не написали вашу повесть, останутся миллионы людей, которые будут к ней совершенно равнодушны – написали вы ее, не написали...
Борис Стругацкий
В работе писателя — победа, равно как и поражение, это дело десятое. Тиражи, литературные премии, хвалебные или ругательные лицензии можно воспринимать как своего рода показатели, но не в них суть. Мне гораздо важнее, соответствует ли то, что я написал, моим собственными стандартам, или нет. И тут никакие оправдания не действуют. Перед другими оправдаться не так уж сложно, но себя-то не обманешь. И в этом смысле писательский труд похож на марафонский бег. Грубо говоря, потребность писать — пусть и не всегда явная — живет в тебе самом, а значит, соответствовать критерями внешнего мира вовсе не обязательно.
Харуки Мураками
От сценаристов не требуется уважать критиков, они должны уважать критику. Но уважать не значит безоговорочно принимать. Оставаться открытым для критики и соглашаться со всеми претензиями — не одно и то же
Ричард Уолтер
В принципе, эти цитаты имеют отношение не только к литературной или сценарной работе. Если взглянуть шире, мы уязвимы для любой критики, бессильны перед внезапными вспышками бытовой агрессии совершенно незнакомых людей. Мы самим фактом своего существования вызываем у кого-то раздражение или злость. Поводом для критики может стать нечто незначительное с нашей точки зрения. И даже отголоски этого негатива могут в той или иной степени сбить с толку, заставить на секунду усомниться в ценности или правильности собственной жизни. И пошло-поехало: перфекционизм потирает ручки. Надо доверять себе, уважать себя и свои усилия, работу, творчество, жизнь. Нельзя игнорировать свой голос, язык, интонацию. Если жизнь коротка, а искусство вечно, то критика — деструктивна. Не всегда, но бывает и так.
И еще одна короткая цитата из книги «Между двух стульев» Евгения Клюева:
— А если эта Уродина, проснувшись, нас всех тут пережрет!..
— Пусть попробует! Я сам ее зарежу и сожру, — охотно пообещало Дитя-без-Глаза, а Белое Безмозглое печально констатировало:
— Ну, пережрет — так пережрет. Будем дальше жить — пережранными.
<< предыдущая заметка | следующая заметка >> |
Навигация
апрель 2011 | ||||||
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |